А сегодня я хотел поговорить о том, что творится с другой
стороны «баррикад», о том, как клиенты «кидают» своих риелторов.
Подобные случаи (в нашей практике), происходят нечасто,
однако веру в человечество подрывают надолго.
Итак, есть недвижимость, есть хозяин квартиры, есть
покупатель и есть риелтор- или риелторы, которые организовали просмотр. И вот
на просмотре (или до него) кому-то с той стороны «баррикад» приходит светлая
мысль- а почему бы не общаться с контрагентом по сделке напрямую, минуя
посредников? Можно сэкономить денег на оплате комиссионных, да и общаться без
этих риелторских «заморочек» кажется проще. И вот в дело идут всяческие
ухищрения- покупателя (или продавца) отжимают в уголок, шепотом диктуют свой
телефон, или украдкой суют скомканную бумажку со своим телефоном. Встречаются
варианты, когда гиперобщительный хозяин или покупатель нарочито громко и четко
называют свое место работы (дальше понятно- Яндекс, найдется все!)
Надо сказать, что в большинстве случаев подобные «хитрецы»
явно переоценивают свою харизму. И на контакт покупатель-продавец не идет.
Все-таки время, когда при проведении сделки выстраивалась армия посредников,
требующих денег просто за передачу информации (порой до половины стоимости
недвижимости) – такое время ушло. И мы приближаемся к тому, как подобные дела
ведутся в цивилизованных городах и странах - есть представитель интересов
каждой стороны, причем, как правило, риелтор - это человек, которому доверяют и
которого рекомендовали друзья или родственники. Поэтому подобные выходки
воспринимаются крайне негативно самими покупателями или продавцами. Они как раз
нанимают риелторов, чтобы не общаться с подобными «харизматичными» личностями.
Может быть, я необъективен, но подобные поступки совершали крайне неприятные в
общении и несимпатичные люди. Наверное, понятно, что после попыток «сближения»
появляется устойчивое желание искать другой вариант, или, если объект ну очень
нравится, общение становится формальным и бескомпромиссным.
Далее. Главное в любой сделке- это люди, это мера их
порядочности. Можно проводить сколь угодно тщательную проверку квартиры, но
если человек с червоточиной внутри и допускает ситуацию, при которой он
обманывает других людей, где гарантия, что он в дальнейшем не захочет обмануть покупателя?
И если покупатель стремится «обойтись» без риелтора продавца- какой финт от
него можно ожидать в дальнейшем? Особенно стоит задуматься об этом продавцам
«миллионных» квартир, чтобы не рыдать, получив за квартиру столько, сколько
написали в договоре купли-продажи- 990 000 рублей.
Рассмотрим ситуации, когда покупатель /продавец все-таки
проявлял слабину и шел на «прямой» контакт. Первый вопрос, который возникает у
«компаньонов»- как делить деньги риелторов? По странному стечению
обстоятельств, каждый надеется, что «экономить» будет именно он. «Это же я, Я!
Додумался сунуть бумажку с телефоном, а ОН хочет воспользоваться моей
хитростью!» И уж совсем чудовищным предательством возникшего «безриелторского
братства» кажется предложение другой стороны об уступке в цене. Какой может
быть торг? Мы же делаем сделку БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ!!! Все деньги достанутся
хозяину, а не этим риелторам!!!
Дальше идут дебаты о том, как называть сумму денежного
обеспечения- задатком или авансом? Какой составлять договор? И уж совсем бывает
грустно, когда ни та, ни другая сторона не представляет, как проводится
закладка денег в банковскую ячейку и что должно быть написано в договоре
купли-продажи.
Ситуация следующая. Можно поинтересоваться у друзей и
знакомых как провести сделку. Человеку будут даны ответы на все вопросы: что
писать в качестве условия доступа к ячейке, как проводить сделку, как проходит
закладка. Однако после всех этих ответов появился пост- крик души: «Так как
делать эту сделку????»
Вот уж воистину, « я понял- это намек, я все ловлю на лету,
но непонятно- что конкретно ты имела в виду!»
Ну и нельзя не упомянуть о часто встречающемся в объявлении:
«Продает хозяин». Или: «Посредников просьба не беспокоить». Последнюю фразу, по
иронии судьбы, чаще всего пишут владельцы самых депрессивных вариантов, им бы
впору писать: «Люди добрые, помогите избавиться от моего хлама, я вас не обижу,
за работу отблагодарю!»
Поверьте, общаться с таким «Хозяевами»- мука! Они все знают,
они все прочитали, поэтому, скажем, при закладке денег в банк начинаются
двухчасовые дебаты на тему «А какие у меня гарантии?» Еще круче- предложения
«Хозяев» по внесению их пунктов в договор купли-продажи. Понятно, что слова о
том, что с такими «поправками» договора вернут незарегистрированными, ими
пропускаются мимо ушей. Либо продавец задает вопрос: «а если банк обанкротится,
а как тогда я свои деньги получю?»
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Агент работал с клиентом, желавшим купить квартиру на
юго-западе столицы. Как это обычно бывает, требования в процессе работы
поменялись в корне. После двадцатого или тридцатого просмотра, наконец-то,
зашли в квартиру, которая по всем параметрам его устроила. Продавал этот
чудесный объект «Хозяин».
Когда они пришли, агент стал свидетелем
трогательно-волнующего спектакля «Встреча на Эльбе», с обниманиями, с тыканиями
кулаком в грудь и криками: «Да где ты пропадал все это время?» Поначалу показалось,
что попал в театр одного зрителя, то есть все это разыгрывается для агента. Но
потом стало понятно-да, действительно встретились знакомые, можно сказать
друзья. Клиент, клятвенно заверив агента о том, что комиссионные никуда не денутся,
остается вспоминать «минувшие дни». И агент пошел домой, думая о том, что
«ничто так не укрепляет веру в людей, как предоплата». Просмотры закончились,
на звонки агента покупатель больше не отвечал.
Однако история эта получила продолжение. Агенту позвонил
хозяин квартиры. Позвонил с упреками, что агент привел к нему урода, подонка,
бесчестного человека. Что этот человек купил у него квартиру, и не отдает ключ
от ячейки, и вот он остался и без денег, и без квартиры. Как потом выяснилось,
«урод» поставил условие, что ключ он отдаст после выписки хозяина и его
домочадцев в приобретенную недавно новостройку. Вот только с пропиской в
новостройке вышла промашка- что неудивительно, а «урод» деньги за квартиру, в которой
прописаны люди, отдавать не собирался.
Хозяину было объяснено, что к этой сделке риелторы отношения не имеют,
поэтому проблемы он будет либо решать сам, либо будет платить за их решение.
Надо отдать должное, человек оказался разумным, и с нашей помощью коллизия была
разрешена. Вот только «друзья» больше не общаются… http://digest.subscribe.ru/realty/advice/n406395753.html
|